Особенности производства летней солярки
Летняя солярка применяется для быстроходных и газотурбинных двигателей, которые эксплуатируются при температуре выше 0 градусов по Цельсию, поскольку при «нуле» уже наступает его застывание. В Москве и на бо́льшей территории России это дизтопливо стоит использовать с апреля до октября, а в другое время оно уже потихоньку замерзает, что негативно сказывается на состоянии мотора, топливных фильтров и других элементов системы.
Летнюю солярку производят путём перегона сырой нефти (нередко используются гидроочищенные и вторичные нефтепродукты) через ректификационную колонну. При перегонке испаряются парафиновые, ароматические, нафтеновые углеводороды и другие фракции, температура кипения которых составляет 280-360 градусов.
Регламентирование производства дизтоплива для лета
Стоит учесть, что в Российской Федерации, как и в любых других странах, выпуск какой-либо продукции регламентируется государственными стандартами, и летнее дизельное топливо не является тут исключением. К выпуску углеводородных видов горючего предъявляются особо жёсткие требования, которые касаются в первую очередь экологических нормативов.
Важно! Продажа солярки, которая не соответствует ГОСТам, даже по заниженным ценам строго запрещена законом.
Все документы отличаются своим приоритетом и параметрами проверки. Рассмотрим основной перечень стандартов и то, какие характеристики они определяют.
Технический регламент Таможенного союза 013/2011
Наиболее важным в производстве и продаже нефтепродуктов в РФ является ТР ТС 013/2011, в котором описаны требования к мазуту и разным видам топлива (автомобильный и авиационный бензин, ДТ, судовое топливо, горючее для реактивных двигателей). Этот документ действует в РФ, Беларуси, Казахстане, Киргизии и описывает качественные параметры нефтепродуктов.
В соответствии с этим документом, дизтопливо маркируется следующим образом: ДТ-Л-К4, где:
- ДТ – дизельное топливо;
- Л – для лета;
- К4 (EURO4) – класс экологического стандарта.
Также согласно ТР ТС 013/2011 у дизтоплива летнего должны быть следующие технические характеристики:
|
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
Содержание серы (до мг/кг) |
500 |
350 |
50 |
10 |
Вспышка в закрытом тигле при температуре минимум (минимум °С) |
40 |
40 |
55 |
55 |
Содержание полициклических ароматических углеводородов (максимум %) |
- |
11 |
11 |
8 |
Цетановое число (минимум) |
45 |
51 |
51 |
51 |
Смазывающая способность (максимум мкм) |
- |
460 |
460 |
460 |
Отметим, что в данном техническом регламенте не определена температура фильтруемости для летней солярки. К тому же требования документа не относятся к дизтопливу, используемому или выпущенному для потребностей обороны и предприятий нефтедобычи. Из-за этого в странах Союза (включая Россию) могут действовать другие государственные стандарты.
ГОСТ Р 305-2013
Данный национальный стандарт начал действовать в Российской Федерации с 1.01.2015 и заменил устаревший ГОСТ 305-82. Дизтопливо, которое производится по этому документу, по некоторым параметрам не соответствует требованиям ТР ТС 013/2011, поэтому его цена несколько ниже. Тем не менее внешне отличить горючее не получится. Такую солярку можно купить для заправки наземного транспорта и водной техники с дизельными и газотурбинными двигателями.
Важно! ДТ по ГОСТ 305-2013 запрещено к продаже на АЗС, однако его часто можно найти на российских трассе для покупки с рук по более низкой стоимости.
Отличия этого дизтоплива заключаются в увеличенном содержании серы до 2000 мг/кг, довольно высокой вязкости. Из-за этого солярку можно использовать только летом по причине застывания в зимнее время. Заправлять автомобили этим горючим не рекомендуется во избежание выхода из строя моторов, а вот для танков и другой тяжёлой техники ДТ станет хорошим решением.
ГОСТ Р 52368-2005
Этот стандарт на дизтопливо летнее и зимнее введён по Приказу Росстандарта 30.08.2005. Документ является весьма запутанным, поскольку он делит солярку по следующим параметрам:
- Сорт: исходя из температуры фильтруемости/застывания, дизельное топливо может относиться к сорту А, В, С, D, Е, F. Первые три продукта – это летнее горючее, температура застывания которой ниже +5, 0 и -5 градусов соответственно.
- Класс: Исходя из температуры замерзания, солярка может относиться к 0-4 классу. Этот параметр применим только к зимнему жидкому горючему.
- Вид: в зависимости от экологических норм и массовой доли серы, дизтопливо разделяется на следующие группы: I – до 350 мг/кг, II – 50 мг/кг, III – 10 мг/кг.
Важно! В ГОСТ Р 52368-2005 есть специальная таблица, указывающая на сезонность применения дизельного топлива в разных регионах РФ, с учётом предельной температуры замерзания.
ГОСТ 32511-2013
Относительно новый государственный стандарт, который начал действовать в России в январе 2015 года. Классификации солярки в нём также основывается на экологических классах. Допускается реализация летнего дизельного топлива, относящегося к следующим классам по содержанию серы:
- К3 – максимум 350 мг/кг;
- К4 – 50 мг/кг;
- К5 – до 10 мг/кг.
Также в стандарте солярка разделяется по сезонности:
- летняя (Л): сорт А, В, С и D по старому ГОСТу;
- межсезонная (Е): сорт E и F;
- зимняя (З): 0-3 классы;
- арктическая (А): 4 класс.
По ГОСТ 32511-2013 дизтопливо также маркируется по формату ДТ-Л-К4.
Ссылки на конкретные классы и сорта используются при указании технических требований. Так для летней и межсезонной солярки используются сорта А-F по температуре застывания (совпадает с ГОСТ Р 52368-2005).
Заключение
Почему в Российской Федерации до сих пор действует сразу несколько стандартов на дизельное топливо, остаётся загадкой для многих. Как бы там ни было, одно можно утверждать смело: если солярка соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза 013/2011, значит это горючее является действительно хорошим. Его можно использовать как для спецтехники, так и для автомобилей. Чтобы солярка не замерзла, летнее ДТ стоит заливать только при плюсовой температуре окружающего воздуха, а при «минусе» стоит переходить на зимнюю топливо. Внешне отличить их невозможно, поэтому при покупке учитывайте стоимость и паспортные данные.
Важно! Чтобы выбрать хороший дизель, проверяйте предельную температуру фильтруемости/застывания. Разные названия наподобие «Эко» могут вообще ничего не значить – зачастую это простой маркетинговый ход. Для лета лучше всего покупайте ДТ-Л-К5 – это горючее является лучшим для дизельных двигателей среди всех вариантов, существующих на рынке, поскольку оно соответствует всем регламентам и ГОСТам.