ТР ТС 013/2011
Данный документ, который был принят на территории Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), описывает качественные свойства нефтяного топлива, производимого и реализуемого в данных странах. В соответствии с этим техническим регламентом, дизтопливо необходимо маркировать следующим образом:
- ДТ – указание дизельного топлива для двигателей автомобилей и наземной техники;
- Л (летняя марка), Е (для межсезонья), З (для зимы), А (для арктических условий);
- К2/3/4/5 – класс экологической безопасности.
Так, марка ДТ-З-К5 указывает на зимнюю солярку класса К5, которая соответствует нормам экологического стандарта Евро 5. В соответствии с ТР ТС 013/2011, топливо дизельное зимнее и арктическое должно обладать следующими техническими характеристиками:
- содержанием серы: до 500 / 350 / 50 / 10 мг/кг для классов К2/3/4/5;
- Т вспышки: минимум 30 °С;
- массовой долей ПАУ (полициклические ароматические углеводороды): до - / 11 / 11 / 8%;
- цетановым числом: - / 47 / 47 / 47 ед.;
- смазывающей способностью: до - / 460 / 460 / 460 мкм;
- предельной температурой фильтруемости (ПТФ): до -20 / -38 °С для зимнего и арктического топлива.
Отметим, что данные нормативы не распространяются на солярку, используемую или производимую для нужд оборонного комплекса и сферы нефтедобычи.
ГОСТ 305-2013
Данный стандарт применяют к топливу для зимы, которое используют для функционирования двигателей быстроходного газотурбинного или дизельного типа, которыми оснащают судовую и наземную технику. ДТ этого вида производят при переработке нефти и газовых конденсатов. Государственный стандарт 305-2013 классифицирует солярку по температуре эксплуатации на такие виды:
- летняя Л: предназначена для работы при -5 °С и выше;
- зимняя З: можно использовать при средних морозах до -25 °С;
- межсезонная Е: рассчитана на температурный режим от -15 °С;
- арктическая А: предназначена для эксплуатации при морозах до -45 °С.
Также стандарт регламентирует состав дизельного горючего. Так, в документе прописаны ограничения на массовую долю серы – минимум 2000 мг/кг (0.01% – верхняя граница для меркаптановой серы).
ГОСТ 1667-68
Этот госстандарт был введён для регламентирования характеристик и свойств ДТ для дизельных силовых агрегатов мало- и среднеоборотной категории. Такое горючее обычно производится путём переработки сернистой нефти. Нормативный документ устанавливает следующие ограничения:
- коксуемость дизельного топлива должна находиться на уровне не более 4%;
- массовая доля серы составляет до 2%;
- содержание водяных молекул в солярке, транспортируемой на речном и морском судне, не должно превышать 2%.
Отметим, что температура застывания дизтоплива, которая указывается предприятием-изготовителем, является действительной всего 1 месяц с момента выпуска. А если для работы дизельного двигателя используется горючее с содержанием серы свыше 0.5%, то обязательным является использование присадок.
ГОСТ 32511-2013
Этот государственный стандарт специально разработан для регламентации дизтоплива по аналогии с сертификатами серии ЕВРО, в котором указаны нормативы технических и эксплуатационных характеристик, технологии производства. В этом документе описана следующая классификация ДТ, исходя из содержания соединений серы в выхлопных газах:
- класс К3 (Евро-3) – максимальный порог 350 мг/кг;
- К4 (Евро-4) – содержание не более 50 мг/кг;
- К5 (Евро-5) – массовая доля менее 10 мг/кг.
Минимальное значение цетанового числа установлено на отметке 51 ед., а цетанового индекса – 46 ед. Плотность зимнего топлива установлена в пределе 820-830 кг/м3 (у летней солярки данное значение составляет 230-245 кг/м3). В соответствии со стандартом, при производстве допускается добавление присадок, улучшающих характеристики дизельного топлива, но они должны быть безвредными для экологии и здоровья человека. Ограничения на внесение в состав касаются только металлосодержащих присадок (за исключением антистатических веществ).
ГОСТ 52368-2005
Этот госстандарт ориентирован на регламентирование производства дизельного топлива по сертификату Евро. Так, для разных сортов, видов и классов горючего в документе установлены коды общероссийского классификатора продукции ОКП. Также в этом стандарте указаны допустимые нормативы некоторых технических характеристик солярки:
- максимальное значение коксуемости: 0.3%;
- зольность: не более 0.01%;
- общее загрязнение: до 24 мг/кг;
- содержание водяных частиц: 200 мг/кг;
- кинематическая вязкость: от 2 до 4.5 мм2/с.
Отметим, что показатель коксуемости можно правильно определять только до момента внесения присадок, улучшающих воспламенение дизельного топлива.
ГОСТ Р 53605-2009
Стандарт описывает ДТ, рассчитанное на двигатели внутреннего сгорания, а также метиловые эфиры жирных кислот (если они используются при 100% концентрации). Последние вещества активно применяют как биотопливо или компонент иных видов горючего, под которые специально переоборудованы силовые агрегаты. Так, при производстве альтернативного топлива содержание эфиров ограничивается отметкой 96.5%, если плотность составляет 860-900 кг/м3. На массовую долю серы ГОСТ Р устанавливает ограничение 10 мг/кг.
ГОСТ Р 55475-2013
Госстандарт создан и введён, чтобы регламентировать дизельное депарафинированнное арктическое или зимнее топливо, широко применяемое в наземной технике с быстроходными двигателями. В производстве этого горючего используют среднедистиллятные фракции, полученные путём переработки нефти или газовых конденсатов. Цетановое число такого топлива должно составлять минимум 47 ед. при индексе 43+. На массовую долю серы установлен верхний порог 350 мг/кг для горючего класса К3.