Характеристики топливного материала
Все показатели топлива находятся в соответствии с нормативными документами ГОСТ. В них описываются и отслеживаются требования по разным параметрам и способам использования солярки. Среди этих характеристик: t° помутнения и застывания – пределы фильтруемости, содержание воды, кинематическая вязкость и прочие.
Физические характеристики, прежде всего тепловые, предопределяют разновидности дизтоплива: летнее, зимнее, арктическое.
По параметру плотности: соответственно, не более 860 кг/м3 , 840 кг/м3, 830 кг/м3.
Температура застывания летнего – 5° С, зимнего – 35° С арктического 55° С.
Есть еще межсезонное дизтопливо с t° застывания до -15° С.
В ДТ-летней направленности в маркировке указывается бука Л, по ней определяется рекомендуемый временной отрезок использования солярки: май- сентябрь.
Аббревиатура З, соответствующая зимнему виду, указывает на рекомендуемый период использования топлива: ноябрь-декабрь.
Литера Е, характеризует межсезонный вариант. Рекомендуемое время применения: октябрь.
Аббревиатура А – арктическое, предполагает работу топлива в двигателях при условии сверхнизких температур - до 50 гр. Ц.
Срок хранения дизтоплива при t° около 20° С более года, когда происходит повышение температуры воздуха к 20° С срок хранения уменьшается.
В паспорте качества может присутствовать указание на маркировку Евро. Она отсылает к стандарту, принятому в Европейском союзе и применимому у нас в стране. Российский ГОСТ, Техрегламент Таможенного союза и евростандарт EN 590 соответствуют друг другу. Летнее ДТ-Л-К5, зимнее ДТ-З-К5, межсезонное ДТ-Е-К5 относятся к категории Евро5. Марка А – арктическое, соответствует классу Евро 4.
Основные технические характеристики
- Вязкость и наличие жидкости
По этому критерию ДТ имеет основное деление на зимнее и летнее. Они обладают разными тепловыми величинами предельной фильтруемости, помутнения и застывания. Кинематическая вязкость и плотность для различных типов представлена следующими показателями:
Сорта топлива |
КВ: мм2/с при t° 20 гр. Ц. |
Плотность: кг/см3не более, чем |
Летнее -Л |
3,0-6,0 |
860 |
Зимнее - З |
1,8-5,0 |
840 |
Арктическое - А |
1,5-4,0 |
830 |
Несколько лет назад в нормативных документах появилось Дизельное топливо класса Евро межсезонное.
Межсезонное - Е |
3,0-6,0 |
845 |
-
Воспламеняемость.
Параметр связан с временными характеристиками задержки горения рабочей среды. Он получил название цетанового числа. Тождественен объемной доле цетана, или гексадекана – углеводорода, который рассматривается как эталон определения качества дизтоплива. По документам ГОСТ, устанавливающим Технические условия для ДТ, цетановое число - 45 или более.
В соответствии с ГОСТ температура вспышки топлива для разных типов дизельных двигателей различается
Для ДТ варианта Л |
Для ДТ типа Е |
Для ДТ варианта З |
Для ДТ типа А |
Не менее 40° С |
Не менее 40° С |
Не менее 30° С |
Не менее 30° С |
-
Процентный вес сернистых соединений.
Показатель содержания серы имеет значение в связи с экологическими требованиями, предъявляемыми ко всем типам топлива. Массовая доля серы по стандартам не должна превышать 2000 мг на кг, по международным стандартам ISO – 500 мг/кг.
Приходится отметить, что снижение показателя ухудшает смазывающие особенности смеси. Для компенсации возникающих проблем используют специальные смазывающие присадки.
В дизельном топливе содержатся следующие сернистые составляющие: дисульфиды, меркаптаны, тиофены, тиофаны. Допустимы такие величины этих соединений: для остаточных видов топлива - 3%, для судового – 1%.
В маркировке дизтоплива наличие соединений серы указывается литерой К.
Предельные значения параметра: содержание серы по показателю К указывает на наличие
- не более 500 мг/кг;
- не более 350 мг/кг – это вид I дизельного топлива или К3;
- не более 50 мг/кг, это вид II или К4;
- не более 10 мг/кг– это вид III или К5.
В маркировке может быть указан сорт дизельного топлива, уточняющий температурные режимы использования - t° фильтруемости:
- Сорт А – использование при t° до +5° Ц.
- Сорт B – работа при режимах до 0° Ц.
- сорт С позволяет работать моторам при t° до –5° Ц.
- Сорт D – работа при температурном режиме до –10° Ц.
- сорт Е - при t° до –15° Ц.
- сорт F позволяет работать при t° до –20° Ц.
В маркировке может присутствовать класс ДТ, уточняющий температурные режимы использования для локаций с холодными климатическими условиями.
Класс 0 указывает на применение при t° до -20° Ц, класс 1 - до -26° Ц, кл. 2 - до-32° Ц, кл. 3 - до-38° Ц, кл. 4 – до -44° Ц, кл. 5 – до -48 гр. Ц, класс 6 – до -52 гр. Ц.
Дополнительная характеристика по предельным t° фильтруемости разносит виды солярки по группам: для зимнего: 3-32, 3-38, для арктического варианта: А-44, А-48, А-52. Цифры фиксируют температурный предел.
Эксплуатационные характеристики учитывают ряд других параметров: зольность, содержание воды, стабильность по отношению к окислительным процессам, коксуемость, смазывающая способность, фракционный состав, определяющий процент перегонки при различных температурах.
В топливе по нормативам предполагается присутствие присадок, повышающих содержание цетана и других. Оно также может содержать красители и вещества-метки.
Регулируются параметры соответствия всех видов дизельного топлива экологическим стандартам по Техрегламенту Тамож. Союза и нормативам ГОСТ.
Топливо должно соответствовать экологическому классу. ДТ-Л-К5, ДТ-З-К5, ДТ-Е-К5, ДТ-А-К5
Гарантийный срок хранения ДТ обычно до 5 лет.
Варианты применения
Активно применяется для заправки двигателей внутреннего сгорания дизельного типа.
Основные группы потребителей: транспорт автомобильный грузовой, железнодорожный, водный, техника военного назначения, сельскохозяйственные машины и механизмы.
Другие области использования – в качестве котельного топлива для печей различного типа.
Неспецифические сферы применения –, для смазочно-охлаждающих целей, для пропитки кож, в технологии термической обработки металлических изделий и металлов.