Для успешного развития дизельного топлива и автомобилей с дизельными двигателями крайне важно достижение консенсуса между нефтепереработчиками, производителями автомобилей и двигателей, а также другими заинтересованными сторонами относительно характеристик дизельного топлива, необходимых для удовлетворительной работы и надежной эксплуатации!
В Соединенных Штатах этот консенсус достигается под эгидой ASTM International (ранее Американское общество по испытаниям и материалам. Название было изменено на ASTM International,
чтобы отразить тот факт, что многие спецификации используются в других
частях света). Европейский союз также разработал спецификации для
дизельного топлива. Эти спецификации широко используются в Азии и
странах Тихоокеанского бассейна, с модификациями для соответствия
местным поставкам, сырью и нормам.
ASTM International
- это организация, состоящая из комитетов. Комитет D-2
(Нефтепродукты и смазочные материалы) отвечает за спецификации и методы
испытаний дизтоплива. Члены комитета представляют на форуме D-2 точки зрения групп, заинтересованных в спецификациях на дизельное топливо и влияющих на них. К этим группам относятся:
- Производители автомобилей и двигателей
- Нефтепереработчики
- Нефтесбытовые организации
- Поставщики присадок
- Государственные регулирующие органы (такие, как EPA)
- Группы общих интересов, потребители и консультанты
Комитет D-2 также может обратиться к таким группам, как SAE International (бывшее Общество автомобильных инженеров) и Координационный исследовательский совет (CRC), для получения дополнительных технических данных, которые помогут установить спецификацию или разработать метод испытаний.
В таблице 5.1 приведен ряд важных свойств дизельного топлива и указано, как они влияют на эксплуатационные характеристики. В таблице также указано, определяется ли данное свойство объемным составом топлива или наличием/отсутствием второстепенных компонентов. Также в таблице есть колонка с указанием временных рамок проявления эффекта - обычно ли он проявляется сразу или после сотен часов работы (долгосрочно).
СПЕЦИФИКАЦИИ - ASTM INTERNATIONAL
Многие свойства в Таблице 5.1 рассматриваются в стандарте ASTM D 975. Спецификация на дизельное топливо, которая охватывает семь марок дизельного топлива. Предназначена для различных типов дизельных двигателей.Таблица 5.1
Свойство | Тип свойства* | Влияние свойств на производительность | Срок действия эффекта |
Температура вспышки | Незначительные |
Безопасность в обращении и использовании - не имеет прямого отношения к работе двигателя |
- |
Вода и осадок | Незначительные | Повреждение топливных фильтров и форсунок | Долгосрочный |
Волатильность | Основное | Влияет на легкость запуска и задымление | Немедленный |
Вязкость | Основное |
Влияет на распыление топлива и смазку топливной системы. Также влияет на утечки в топливной системе. |
Долгосрочный / Немедленный |
Зола | Незначительные |
Может повредить систему впрыска топлива и вызвать образование отложений в камере сгорания |
Долгосрочный |
Сера | Незначительные |
Влияет на выбросы твердых частиц, износ цилиндров и отложения |
Твердые частицы: Долгосрочный / Немедленный |
Коррозия медной пластины |
Незначительные |
Указывает на возможность коррозионного воздействия на металлические детали |
Долгосрочный |
Цетановое число | Основное |
Измерение качества воспламенения - влияет на холодный запуск, дым, горение и выбросы. |
Немедленный |
Точка помутнения |
Незначительные |
Влияние на работоспособность при низких температурах и прокачиваемость топлива |
Немедленный |
Точка застывания |
Незначительные |
Влияние на работоспособность при низких температурах, полная остановка работоспособности |
Немедленный |
Углеродный остаток | Незначительные |
Измеряет склонность топлива к коксованию; может иметь отношение к отложениям в двигателе |
Долгосрочный |
Теплотворная способность | Основное | Влияет на топливную экономичность | Немедленный |
Плотность | Основное | Влияет на теплотворную способность | Немедленный |
Стабильность | Незначительные |
Указывает на возможность образования нерастворимых частиц и камедей (остатков) в топливе во время использования или хранения |
Долгосрочный / Немедленный |
Смазка | Незначительные | Влияет на износ системы впрыска топлива (насоса и инжектора) |
Долгосрочный / Немедленный |
Водоотделяемость | Незначительные | Влияет на способность воды отделяться от топлива |
Долгосрочный / Немедленный |
Работоспособность при низких температурах |
Основное |
Влияет на текучесть и фильтруемость при низких температурах окружающей среды |
Немедленный |
определяется наличием или отсутствием незначительных компонентов
Требования ASTM D 975 к ДТ
Таблица 5.2
Свойство |
Метод испытаний |
S15, S500, |
S15, S500, |
No. 4-D | |
Температура вспышки, °C (°F), минимум | D 93 | 38 (100) | 52 (125) | 55 (130) | |
Вода и осадок, % объема, макс. |
D 2709 D 1796 |
0.05 |
0.05 |
- 0.05 |
|
Температура перегонки, °C (°F), Восстановленный объем 90%: минимум максимум Или Имитация дистилляции, °C (°F) (Не относится к № 1-D S5000 или № 2-D S15) Восстановленный объем 90%: минимум максимум |
D 86 D 2887
|
max 288 (550) min 304 (572) |
min 282 (540) max338 (640) min 300 (572) max 356 (673) |
||
Кинематическая вязкость, мм2/с при 40°C (104°F): минимум максимум |
D 445 |
1.3 2.4 |
1.9 4.1 |
5.5 24.0 |
|
Зола, % масс, максимум | D 482 | 0.01 | 0.01 | 0.10 | |
Сера, ppm (мкг/г), максимум % масс, максимум % масс, максимум |
D 5453 D 2622 D 129 |
15 0.05 0.50 |
15 0.05 0.50 |
- - 2.00 |
|
Коррозионная стойкость медной ленты, максимум через 3 часа при 50°C (122°F) |
D 130 | No. 3 | No. 3 | - | |
Цетановое число, минимум Должно быть выполнено одно из следующих условий: (1) Цетановый индекс, минимум 2) Ароматика, % по объему, максимум |
D 613 |
40 |
40 |
|