Ключевые требования нового экостандарта
В последние годы все более строгие требования предъявляют к качеству товарного бензина. Это в первую очередь относится к ограничениям по содержанию в жидком горючем таких компонентов, как олефины, бензол, ароматические углеводороды и сернистые соединения. В процессе их сгорания в отработанные газы моторов в большом количестве попадают частицы монооксида углерода, диоксида серы, сажи и прочих вредных веществ. К тому же некоторые ароматические углеводороды (например, бензол) сами по себе относятся к высокотоксичным элементам.
Современные классы бензинов Евро-6 стали эталонным топливным продуктом с точки зрения экологии. Благодаря ограничению массовой доли серы в 10 ppm (мг/кг) удаётся существенно уменьшить выбросы опасных веществ в окружающую среду. Основные нормативы по содержанию в бензиновом топливе разных компонентов в двух последних экостандартах вы можете изучить в таблице ниже:
Показатель | Euro V | Euro VI |
Массовая доля бензола | не более 10 г/кг | 8 г/кг |
Содержание серы | до 10 мг/кг | до 10 мг/кг |
Количество ароматических углеводородов | до 350 г/кг | до 240 г/кг |
Массовая доля олефиновых углеводородов | до 140 г/кг | до 110 г/кг |
Содержание молекул кислорода | до 27 г/кг | до 27 г/кг |
Добавление моющих присадок | Обязательно | Обязательно |
Объёмы выбросов NOx | 2000 мг/кВт-ч | 460 мг/кВт-ч |
Как можно увидеть из таблицы, главным отличием товарного бензина Евро-6 в сравнении с топливом Евро-5 является уменьшенная доля бензола, ароматических и олефиновых углеводородов. Это означает, что риформат и бензольные соединения каталитического крекинга должны быть ограничены в процессе производства жидкого горючего. Для этого применяются более современные схемы и концепции производства.
Как производится бензин Евро-5
Товарные бензины АИ-92 и других марок по стандарту Евро-5 производятся большинством нефтеперерабатывающих предприятий в России. Для получения высокооктанового топлива на НПЗ применяются следующие виды оборудования:
- ЭЛОУ АВТ (блок электрообессоливания, обезвоживания, атмосферной перегонки сырой нефти и вакуумного отделения мазута);
- установки по гидроочистке нефтепродукта;
- станции по изомеризации горючей смеси;
- модули, осуществляющие каталитический риформинг CCR и каталитический крекинг FCC.
Параметры получаемых нефтепродуктов определяются на основании специальной карты смешения бензинов. Подобная поточная схема предоставляет возможность получения товарного бензина, соответствующего стандарту Евро-5 по техническим параметрам (указаны в таблице ниже). Но для производства горючего по шестой версии норматива этой схемы недостаточно.
Особенности производства топлива Евро-6
Чтобы получить возможность производить бензин Евро-6 без октаноповышающих присадок (оксигенаты), нефтеперерабатывающие предприятия были вынуждены модернизировать базовую схему, добавив оборудование для риформинга фракций 85-105 °С и последующей экстракции толуола. Это уникальное вещество, имеющее высокое октановое число (ОЧИ = 121) и ме́ньший класс опасности в сравнении с бензолом, а при его добавлении в готовый топливный продукт повышается только общее содержание АУВ.
Чтобы увеличить массовую долю изомеризата, при этом уменьшить количество бензола и АУВ в бензине, в процессе переработки нефтепродукта каталитический риформинг совмещают с гидрокрекингом (устанавливают модуль изориформинга). Благодаря этому перерабатываемое сырьё (с фракциями 105-180 °С) сначала перерабатывается в реакторе гидрокрекинга, где воздействию подвергается группа высококипящих парафинов (включая бензол и ароматические углеводороды), что приводит к образованию низкомолекулярных изопарафинов (изобутана). На следующем этапе гидрокрекинга нефтепродукт разделяется на фракции газов С1-С4, изомеризата С5-С6, а также фракции 85-180 °С, которые в дальнейшем отправляются на риформинг.
Поскольку алкилаты имеют относительно высокое октановое число и не содержат компоненты, регламентированные экостандартом Евро-6, при увеличении их массовой доли возникает необходимость внедрять в производственный цикл процесс коксования для получения бо́льшего количества непредельных газов. При этом НПЗ создают отдельную линию по отводу олефинов на газофракционирующий блок, откуда бутан-бутиленовые фракции направляются на алкилирование.
Данная технология требует использования твёрдокислотных цеолитсодержащих катализаторов вместо обычной минеральной кислоты. Благодаря отсутствию кислот в процессе алкилирования не образуется кислый гудрон, благодаря чему технология более экологична. Также данную установку можно объединять в оборудованием для изомеризования бутана/бутена-1 в изобутан/бутен-2. Это способствует повышению ОЧИ на 2-3 единицы.
На основе данной схемы производства составляют карту смешения бензинов, а это уже позволяет определять параметры готового нефтепродукта (указаны в таблице ниже), соответствующего нормам экостандарта Евро-6.
Показатель | Показатели бензина по базовой схеме производства Euro V | Нормативные требования по Euro VI |
ОЧИ | 95.8 | минимум 92/95/98 (для соответствующих марок бензина) |
ОЧМ | 89.7 | минимум 83/85/88 (для АИ 92/95/98) |
ДНП | 42 кПа | 35-100 кПа |
Плотность | 755.4 кг/м3 | 725-780 кг/м3 |
Содержание олефиновых углеводородов | 15.6% | максимум 11% |
Массовая доля ароматических углеводородов | 31.5% | максимум 24% |
Содержание бензола | 1.12% | максимум 0.8% |
Преимущества бензина Евро-6
В отличие от европейских стран, в России экологический стандарт Euro VI пока не ввели – у нас с 2016 года действует предыдущая версия норматива Euro V. Тем не менее крупнейшие производители уже начали модернизировать производственный цикл и выпускать более качественный товарный бензин АИ-95 и других марок. Так, сегодня жители Москвы и других городов РФ могут купить бензин Евро 6 «Танеко» (производится на нефтеперерабатывающем заводе Татнефть) или «Роснефть».
Ключевыми достоинствами такого топлива является сниженное содержание различных вредных веществ:
- меньше сернистых соединений гарантирует снижение коррозийной активности;
- меньше бензола способствует снижению токсичности автомобильных выхлопов.
- меньше олефинов и ароматических углеводородов обеспечивает сниженное образование нагара на внутренних поверхностях двигателей;
- меньше концентрации смол повышает стабильность характеристик бензина во время хранения.
Перечисленные достоинства важны для автомобилей, ведь на 12.5% уменьшаются отложения на впускных клапанах, на 12.7% – в камерах сгорания ДВС. Использование бензина Евро 6 «Роснефть» или «Танеко» (Татнефть) снижает степень износа моторов, увеличивает рабочий ресурс каталитических нейтрализаторов и способствует снижению токсичности выхлопных газов:
- угарный газ сокращён на 9.6%;
- углеводородные соединения уменьшены на 3.7%;
- оксиды азота снижены на 4%.
Покупка качественного бензина в Москве
Если вам необходимо купить бензин АИ-100 или других марок, который соответствует требованиям экостандарта Евро-6, смело обращайтесь в компанию «ДТ6». Мы являемся официальным представителем «Танеко» («Татнефть») и «Роснефть», благодаря чему предлагаем топливо высочайшего качества. На каждую партию горючего мы предоставляем технические паспорта, при этом товарный бензин поставляется в опломбированных ёмкостях.
Так как мы осуществляем поставки бензина Евро-6 со складов нефтеперерабатывающих заводов, а также применяем грамотную ценовую политику, то предлагаем клиентам топливо по наиболее приемлемым ценам в России. В нашем автопарке есть собственные бензовозы, что позволяет быстро и недорого осуществлять доставку горючего в любых количествах в любые районы Москвы и другие города области.
Чтобы оформить заказ на покупку и доставку бензина Евро-6, а также проконсультироваться по любым вопросам, свяжитесь с менеджерами «ДТ6» или подайте заявку на обратный звонок с помощью специальной формы на сайте.