техники на месте
Воспламеняемость при сжатии
Основной параметр дизельного топлива – цетановое число. Этот показатель характеризует скорость воспламенения горючей смеси в цилиндрах. Чем больше его значение, тем быстрее происходит возгорание.
Условно цетановое число – это объемная доля гексадекана в смеси с α-метилнафталином. При оценке образцов дизельного топлива данные вещества служат в качестве эталонов.
Эффективную работу современных двигателей внутреннего сгорания обеспечивает горючее с цетановым числом от 45 до 55. Если оно меньше 40, задержка воспламенения становится критичной. Давление в цилиндрах нарастает, что ускоряет износ мотора. Дизтопливо с цетановым числом больше 60 сгорает не полностью. При его использовании повышается дымность выхлопа и увеличивается расход горючего.
Значение показателя зависит от химического состава жидкости. Наиболее ценными компонентами дизтоплива являются H-алканы (парафины). Они способны самовоспламеняться при низких температурах. А вот присутствие большого количества полициклических ароматических углеводородов нежелательно, так как их возгорание происходит с трудом.
На автозаправочных станциях реализуется дизельное топливо с цетановым числом не ниже 51. Это значение определено межгосударственным стандартом ГОСТ 32511-2013.
Температура вспышки
Данный параметр показывает, при какой температуре пары жидкости могут воспламениться, если появится источник открытого огня. Он определяет безопасность хранения горючего на складах.
Температура вспышки дизельного топлива варьируется в широком диапазоне. Значение показателя (для закрытого тигля) не должно быть меньше 55 °С. Для зимнего и арктического дизтоплива установлен более низкий предел (30 °С).
Согласно ГОСТу 305-2013 в нашей стране может выпускаться летнее горючее с температурой вспышки от 40 °С. Но на АЗС подобное дизельное топливо не реализуется, так как его характеристики идут вразрез с Техническим регламентом Таможенного союза. Его выпускают только для собственных нужд страны и используют в ограниченных масштабах.
Вязкость и предельная температура фильтруемости
Свойство характеризует скорость перетекания вещества по сечению заданной величины. На него напрямую влияет температура окружающей среды. В зависимости от быстроты загустевания в России выделяют четыре марки дизельного топлива:
· Л (летнее);
· Е (межсезонное);
· З (зимнее);
· А (арктическое).
Главное отличие каждого вида заключается в предельной температуре фильтруемости. Максимальное значение ПТФ имеет летнее дизельное топливо. Согласно ГОСТу 305-2013 оно составляет −5 °С. Минимальная ПТФ предусмотрена для арктических марок (−45 °С).
Европейская систематизация немного иная. К летним сортам относят топливо, маркированное латинскими буквами A B C и D. Межсезонное же обозначается символами E и F. Зимнее дизельное топливо делится на классы: от 0 до 3. Арктическое горючее относится к 4 классу.
Наивысшая предельная температура фильтруемости предусмотрена для горючего марки A (5 °С). Топливо 4 класса должно иметь ПТФ не выше −44 °С.
Согласно европейским нормативам кинематическая вязкость определяется при 40 °С. Для зимнего горючего она должна составлять от 1,4 до 4,0 мм2/с, а для арктического – 1,2-4,0 мм2/с.
Летние, межсезонные и зимние виды топлива применяют в умеренных климатических зонах (на широте Москвы, Московской области и т. д.). Арктические марки используют в более холодных регионах России с суровыми погодными условиями.
Плотность
Параметр отражает удельный вес жидкости. Он показывает отношение ее массы к объему. Это непостоянная величина, которая, как и вязкость, напрямую зависит от температуры окружающей среды.
Плотность дизельного топлива выше, чем у бензина. При температуре среды 15 °С ее значение должно находиться в диапазоне от 820 до 845 кг/м3. Нижний допустимый предел плотности для зимних и арктических разновидностей горючего меньше – 800 кг/м3.
Наличие воды
Присутствие влаги – извечная проблема для водителей и производителей горючего. Согласно стандартам концентрация воды в дизельном топливе не может превышать 200 мг/кг. Если показатель будет выше, это приведет к серьезным поломкам.
Так как плотность дизельного топлива меньше 1 кг/л, вода, содержащаяся в нем, оседает внизу. Зимой она образует ледяную пробку, которая способна заблокировать магистрали. Если это произойдет, работа двигателя станет невозможной.
Даже ничтожное количество воды приводит к неравномерному распылению горючего. Поверхностное натяжение капель топлива изменяется, из-за чего их размеры увеличиваются. Параллельно уменьшается давление паров в камере сгорания. Технические возможности мотора заметно ухудшаются.
Наличие воды снижает смазывающие свойства горючего. В результате прецизионные пары начинают изнашиваться быстрее. Обводненное дизельное топливо провоцирует коррозию деталей, разрушая их. Первыми из строя выходят фильтрующие перегородки и сопловые отверстия распылителей. Процесс ускоряется, если происходит биологическое загрязнение жидкости. Под влиянием микроорганизмов увеличиваются кислотность горючего, концентрация в нем смол и его йодное число.
Содержание серы
Элементарная сера содержится в сырье, из которого изготавливают дизельное топливо, то есть в товарной нефти. Этот химический элемент разрушает металлические поверхности и увеличивает токсичность выхлопных газов. Поэтому из конечного продукта его стараются удалить.
Часть соединений серы (меркаптаны, сульфиды, дисульфиды, тиофаны и пр.) в составе дизельного топлива все-таки остается. На их концентрацию стандарты устанавливают лимит. Производители горючего обязаны контролировать этот технический параметр, чтобы он не превышал норму.
По европейской классификации существует 4 экологических класса дизельного топлива: К2, К3, К4 и К5. Для первого верхняя планка показателя не установлена. Горючее, маркированное как К3, может содержать до 350 мг/кг сернистых соединений. Оно неэкологично, поэтому сегодня почти не используется.
Самое чистое горючее, реализуемое в России, относится к классу К5. Согласно международному стандарту содержание серы в таком дизельном топливе не должно превышать 10 мг/кг. Его применение максимально безвредно для атмосферы.
Смазывающая способность
Дизельное топливо уменьшает силу трения между рабочими поверхностями деталей. Это свойство определяет срок службы двигателя. Раньше, во времена действия старого ГОСТа 305-82, оно обусловливалось высоким содержанием сернистых соединений. При переходе на европейские стандарты перед производителями возникла дилемма: раз серу необходимо удалять, за счет чего же поддерживать смазывающую способность дизельного топлива?
Вредные для атмосферы и мотора вещества играли роль естественных присадок. Поэтому было решено добавлять в горючее другие компоненты со схожим эффектом. Теперь серу заменяют безопасные соединения, содержащие кислород. Вместо нее используют:
· простые эфиры;
· карбоновую кислоту;
· альдегиды.
Смазывающая способность дизельного топлива определяется опытным путем. Трение проверяется при помощи специальных установок. Диаметр пятна износа при 60 °С для ДТ должен быть менее 460 мкм.
Солярка
Многие полагают, что понятия «дизельное топливо» и «солярка» – синонимы. Это не совсем так.
Солярка – тяжелая маслянистая фракция, которую получают путем прямой перегонки сырой нефти. Ее физические характеристики и состав отличаются от показателей топлива для дизелей. По сути, это отдельный вид горючего. Во времена СССР данный продукт выпускался под названием «соляровое масло». После это наименование прижилось в разговорной речи.
Вязкость солярки в 2-3 раза выше, чем у дизельного топлива: она составляет 5-9 мм²/с. ДТ начинает закипать при 170 °С, а солярка – при 240 °С. Поэтому она применяется лишь в некоторых видах тихоходного транспорта, двигатели которых работают на малых оборотах.
Нормативные характеристики и свойства дизельного топлива периодически корректируют, так как экологические стандарты для моторного транспорта все больше ужесточаются. С 2016 года в России действует Евро-5. В государствах ЕАЭС уже введен шестой экологический класс, однако отечественные требования к горючему пока не пересматривались.
Заправка техники дизельным топливом – востребованная услуга компании «ДТ6», которая предусматривает доставку солярки на объекты заказчиков для дальнейшего разлива по ёмкостям (включая топливные баки спецтехники). Наша компания имеет широкую географию деятельности, поэтому доставка дизельного топлива для дальнейшей заправки техники осуществляется в любые районы Москвы и другие города области.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать топливо
|