техники на месте
Дизельное топливо (солярка) является очень распространённым жидким нефтепродуктом, который используется для обеспечения работоспособности двигателей внутреннего сгорания автомобилей и другой техники. Для этого в камерах цилиндров мотора сгорает смесь ДТ и воздуха, вследствие чего выделяется энергия, которая расходуется на вращение вала. Существует летнее и зимнее дизтопливо, которое предназначено соответственно для использования летом и зимой
Особенности производства и физические свойства солярки
Производство зимнего дизтоплива осуществляется путём перегонки сырой нефти прямым способом с выделением газойлевых керосиновых фракций. Этот жидкий горючий материал используется как топливо для дизельных двигателей, работающих на 600-1000 оборотах в минуту. Зимняя солярка применяется для работы электрогенераторов и заправки:
- грузовых автомобилей;
- некоторых видов легковых машин;
- железнодорожного транспорта;
- военных машин;
- водных средств;
- сельскохозяйственной техники.
Интересно знать! Своё «народное» название дизтопливо получило от немецкого слова «solaröl», которое переводится как «солнечное масло». Это обозначение использовалось для указания тяжёлых фракций материалов, полученных в процессе перегонке сырой нефти.
Качество и состав компонентов готовой горючей смеси должны соответствовать строгим требованиям государственных и международных стандартов. Эффективность работоспособности ДТ при определённых условиях напрямую зависит от плотности дизтоплива зимнего. Эту характеристику ещё называют удельным весом, поскольку она обозначает то, какие количество кг горючей жидкости содержит один кубический метр.
Каждый специалист знает, что значение данного параметра является непостоянным и определяется многими внешними факторами, в особенности, температурой окружающей среды. Чем больше температура, тем ниже плотность ДТ, соответственно, при низких температурах наблюдается высокая плотность.
Важно! Повышенный удельный вес горючей жидкости свидетельствует о том, что в её составе присутствует увеличенное количество тяжёлых углеводородных фракций. При изменении плотности в бо́льшую сторону качество работы дизельных двигателей снижается, а всё из-за ухудшения испаряемости и распыляемости ДТ топливными форсунками. Наличие большого количества тяжёлых частиц дополнительно приводит к тому, что на внутренних рабочих поверхностях мотора образуется нагар, что ухудшает эффективность отвода выхлопных газов.
Профессиональные способы определения удельного веса зимнего дизтоплива
При измерении плотности зимней солярки может быть использовано специальное приспособление, называемое ареометром. Для получения значения плотности измерительное устройство следует опускать в ёмкость с горючей жидкостью. Для проведения замеров в разных типах продуктов используются различные виды ареометров. Для измерения плотности зимнего дизтоплива применяются модели АН, АНТ-1, АНТ-2.
Ареометры изготавливаются в виде стеклянных трубочек, внутри которых размещают градуированную вертикальную шкалу. При увеличении погружения отображается ме́ньшее значение плотности и наоборот.
Почему расход зимнего дизтоплива выше, чем летнего
Самый острый вопрос для водителей грузовых автомобилей и спецтехники – увеличение расхода дизельного топлива в зимнее время года. Почему так происходит? В первую очередь такая тенденция кроется в плотности зимнего дизельного топлива. Всё дело в том, что удельный вес жидкого горючего для зимы несколько ниже, из-за чего при сгорании ДТ выделяется меньше энергии, а это приводит к снижению мощностных характеристик двигателей. Чтобы нивелировать эту разницу, моторы как раз и сжигают больше топлива.
Казалось бы, экономичнее тогда использовать летнюю солярку, которая имеет более высокий удельный вес, но это мнение является ошибочным. Дело в том, что в высокоплотной горючей жидкости содержится больше парафинов, улучшающих энергетические свойства. Но так как плотность зависит от температуры, при снижении показателя на термометре происходит отделение парафинов.
К тому же в морозных условиях существенно снижаются свойства текучести дизельного топлива, которое при определённом температурном режиме просто становится гелеобразным. Это приводит к засорению фильтров, слабой подаче топливно-воздушной смеси в камеры сгорания, моторы отказываются запускаться. При этом сливание замёрзшего дизеля из бака становится очень сложной задачей.
Определение плотности, веса и объёма зимнего дизельного топлива
Плотность является основным параметром для зимнего дизтоплива, который представляет собой соотношение массы горючей жидкости к объёму. Удельный вес солярки регламентируется требованиями ГОСТ 305-82. В этом стандарте эталонными являются значения, которые определяют при температуре +20 градусов по Цельсию. У зимней солярки плотность составляет 840 кг/м3 (или 0.84 г/см3), у арктической – 830 кг/м3, а у летней – 860 кг/м3.
Интересно знать! Для сравнения: бензин марки АИ-92 имеет плотность 760 кг/м3, АИ-95 –750 г/см3, АИ-98 – 780 кг/м3, сжиженный газ – 530 кг/м3, а авиационный керосин – 810 кг/м3.
Ещё раз напомним, что эти значения являются эталонными по ГОСТам и применимы только к качественной солярке. Плотность изменяется при другой температуре, а если в жидком горючем присутствуют присадки с тяжёлыми фракциями, то удельный вес может быть выше даже при показателе на термометре 20 градусов.
Так как плотность является соотношением массы к объёму, то зная первый параметр, можно рассчитать остальные. Чтобы определить вес, необходимо воспользоваться следующей формулой: m = р × V, где:
- р – плотность зимней солярки;
- m – масса;
- V – объём.
К примеру, если у нас есть 1200 литров (1.2 кубометра) качественного зимнего дизтоплива 840 кг/м3, то при температуре 20 градусов горючее будет весить 1008 кг (1.2 × 840 = 1008).
Также можно легко определить объём солярки, используя следующую формулу: V = m / р. Расчёт объёма дизельного топлива весьма важен для его транспортировки, реализации и бухгалтерского учёта.
К примеру, у нас есть 2.5 тонны хорошего «гостовского» зимнего ДТ. При температуре 20 градусов и плотности 840 кг/м3 объём жидкого горючего составит 2.976 кубометров (2500 / 840 = 2.976).
Самостоятельная проверка плотности и качества зимнего дизеля
Если покупать солярку у надёжного и проверенного поставщика, например, на сайте компании НАЗВАНИЕ, то можно не сомневаться в качестве горючего. Если же вы заправляете автомобиль или спецтехнику в новом месте и возникают какие-то сомнения, то есть несколько простых способов, как самостоятельно проверить плотность дизеля:
- Оценка текучести. Для исследования нужно налить немного зимней солярки на поверхность из металла. Если горючее сохраняет текучесть и жидкую консистенцию, при этом не мутнеет, то его можно смело использовать. Если же дизтопливо начнёт мутнеть и кристаллизироваться, что лучше не рисковать «здоровьем» своего автомобиля. Стоит учесть, что этот метод подходит для исследований при температуре ниже -10 градусов.
- Проверка консистенции. Если окружающий воздух имеет температуру ниже -20 градусов, то качество зимней солярки можно оценить визуально по каплям на заправочных пистолетах. В таких условиях хорошее горючее не мутнеет и не загустевает.
- Точная оценка. Чтобы максимально точно определить плотность зимней солярки, можно использовать ареометр. Для этого необходимо опустить колбу устройства в дизтопливо, зафиксировать значение на вертикальной шкале и сравнить полученный результат с табличным значением, учитывая температуру воздуха. Лучше всего проводить подобное исследование в помещении, подождав нагрева жидкого горючего до +20 °С.
Важно! Если вы провели оценку зимнего дизеля уже после заправки, и оказалось, что свойства солярки сильно не соответствуют эталонным значениям, то во избежание серьёзных проблем необходимо продлить время кристаллизации. Для этого в топливный бак следует добавить ДТ хорошего качества.
Расчёт плотности зимней солярки
Если вы уверены в высоком качестве дизтоплива и хотите определить точное значение удельного веса, но не имеете при себе ареометр, то существует простой способ расчёта. Для этого вам необходимо:
- В паспорте горючего найти табличное значение плотности при +20 градусах (у качественной солярки это 840 кг/м3).
- Определить текущую температуру топлива при помощи градусника.
- Вычислить разницу между температурными показателями (актуальная – эталонная).
- Определить общий поправочный коэффициент: для разницы в 1 градус он составляет 0,0007 г/см3.
- Вычесть от эталонного показателя полученный поправочный коэффициент.
Например, текущая температура качественного зимнего дизельного топлива составляет +15 °С. Температурное отклонение от эталона составляет -5 °С. Суммарный поправочный коэффициент плотности составляет -0,0035 г/см3 (или -3.5 кг/м3). При таких условиях удельный вес составит 840 – (-3.5) = 843.5 кг/м3.
Важно! Если температура солярки выше +20 градусов, то нужно вычитать, а не прибавлять поправочный коэффициент.
Заправка техники дизельным топливом – востребованная услуга компании «ДТ6», которая предусматривает доставку солярки на объекты заказчиков для дальнейшего разлива по ёмкостям (включая топливные баки спецтехники). Наша компания имеет широкую географию деятельности, поэтому доставка дизельного топлива для дальнейшей заправки техники осуществляется в любые районы Москвы и другие города области.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать топливо
|