Содержание статьи:
- Хранение дизельного топлива
- Исследование окислительных свойств дизеля
- Что выбрать для длительного хранения дизельного топлива: металл, пластик, алюминий ?
- Длительность возможного хранения ДТ
Хранение дизельного топлива
Дизельное топливо – одно из наиболее распространённых видов нефтепродуктов. В процессе производства современные нефтеперерабатывающие заводы неукоснительно соблюдают требования международных стандартов, чтобы по итогу дизтопливо обладало необходимыми техническими и эксплуатационными свойствами. Но в долгую качество солярки зависит не только от технологии производства, но и от того, где хранят топливо, насколько соблюдены рекомендуемые условия сберегания. Это особенно важно при длительном хранении.
Как материалы действуют на качество ДТ
Дизтопливо – горючая жидкость со сложным составом компонентов, большую часть которых представляют углеводороды. Для продолжительного хранения дизельного топлива очень важно предотвратить его окисление, конденсацию, испарение. Интенсивность данных процессов определяется условиями сберегания. Во многом на это влияет материал изготовления тары.
Как правило, хранение жидкого топлива осуществляется в металлических, стальных и пластмассовых резервуарах разного объёма. Но как эти материалы влияют на качество солярки?
На свойства дизеля могут влиять не только сами конструкционные материалы, но и ряд легирующих или стабилизирующих добавок, используемых при изготовлении тары.
Важно! При воздействии кислорода на алюминиевых поверхностях образуется плотная плёнка оксида этого металла, вследствие чего алюминий изолируется от прямого контакта с ДТ.
Алюминий (Al), медь (Cu), железо (Fe), свинец (Pb), хром (Cr) и олово (Sn) выступают в роли катализаторов окисления
Молибден (Mo), ванадий (V), вольфрам (W), цинк (Zn), магний (Mg) и никель (Ni) – ингибиторов.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что именно металл приводит к окислению из-за гетерогенного катализа на поверхности материалов ёмкостей. Кроме того, дизтопливо может быть подвержено гомогенному окислению при контакте с растворёнными солями.
Алюминиевые и железные ёмкости для хранения топлива каталитически воздействуют на окисление солярки растворёнными молекулами кислорода. Контакт горючего со стенками становится причиной ускоренного распада гидроперекиси, вследствие чего образуются свободные радикалы из перекисных групп.
С приходом в нашу жизнь пластика для хранения топлива часто используются полиэтиленовые канистры. Этот полимер обладает устойчивостью к механическим нагрузкам, имеет превосходную химическую стойкость и не теряет своих свойств при температуре до -70 градусов. Но продолжительный срок хранения дизельного топлива в прозрачной пластмассовой таре приводит к его физическому и химическому старению, делайте выбор в пользу пластиков не пропускающих свет, в идеале хранение в темном помещении.
Исследование окислительных свойств дизтоплива
Для оценки степени серьёзности и характера воздействия тары, где хранить дизельное топливо, на горючее были проведены сравнительные исследования характеристик солярки, окисленной в лабораторных условиях. При этом дизель сберегали в стальной, алюминиевой и пластиковой ёмкости внутри помещений и на улице. В ходе испытаний дизтопливо нагревали до +100 °С путём барбатажа воздухом.
Склонность солярки к окислительным процессам определяется следующими факторами: исходным химическим составом, условиями воздействия, каталитической активностью добавок. В ходе исследований были применены одинаковые параметры и условия для всех образцов (интенсивность подачи воздушных масс, температура, длительность воздействия). Сравнительная оценка была проведена методами спектроскопии. Чтобы определить качественный групповой химический состав солярки, использовалась ИК-спектроскопия. Поскольку солярка состоит из углеводородов, начальную стадию окисления отслеживали и выбирали методику стабилизации на основе кинетических методов УФ-спектра.
Чтобы определить, сколько можно хранить топливо в канистре или бочке при сохранении его стабильности, исследовали оптическую плотность при окислительных процессах – по кинетике роста данного параметра оценивали поглощение кислорода.
Результаты исследования «ДТ – железо»
Рис 1. Спектры поглощения окисленного на различную глубину дизельного топлива из стальной ёмкости.
Анализ ИК-спектра оксидата, который был получен в ходе каталитического воздействия на солярку, контактирующую с железом, показал присутствие продукта окисления (сложные карбонильные эфиры). Кинетику горючего из стальной тары проверяли почасово. В ходе сканирования образцов была выявлена абсорбция (с уменьшением оптической плотности) в зоне 320-420 нм, а максимум поглощения был зафиксирован при 360 нм. При этом автоокислительная активность составила 0.0012.
Результаты исследования «ДТ – алюминий»
При хранении топлива в алюминиевой таре ИК-спектр особых колебаний оптической плотности выявлено не было. Это свидетельствует о высокой термоокислительной стабильности ДТ при сберегании в резервуаре из алюминия. Минимальный выход кислоты при воздействии поглощённым кислородом обусловлен наличием в солярке ингибиторов, обладающих более продолжительным индукционным сроком.
Окисление дизтоплива при контакте с металлами происходит по принципу цепных автоинициированных реакций с алкильными и пероксидными радикалами с обрывами цепей при бимолекулярных реакциях. Это свидетельствует о ме́ньшей активности алюминиевых соединений по сравнению с железом (0.0004). Если же рассматривать анализ ИК-спектра в целом, то в случае с алюминиевым резервуаром для хранения топлива при 360 нм было зафиксировано увеличение оптической плотности солярки.
Результаты исследования «ДТ – пластмасса»
В случае с образцом дизеля из пластмассового резервуара, находящегося на улице, было доказано, что продукты окисления образуются из-за воздействия солнечных лучей. Анализ ИК-спектра показал колебания С–О-групп, а также карбоновые кислоты, кетоны и эфиры. При этом содержание олефиновых групп С–С существенно уменьшилось. При сравнении образцов максимум поглощения окисленной пробы начался в длинноволновой зоне 30 нм, а пик поглощения замечен при 390 нм. На отметке 360 нм было зафиксировано стремительное увеличение оптической плотности. Такие кинетические изменения с поглощением кислорода и ростом оптической плотности во многом обусловлены интенсивным смолообразованием.
Если рассматривать дизель из пластиковой тары, хранившийся внутри помещения, то его спектр поглощения имеет существенные отличия от характеристик солярки, окисляемой на улице. В данном случае при 360 нм было замечено максимальное увеличение абсорбции. Причём значение автоокислительной активности даже выше, чем у ДТ из железной ёмкости (0.0018).
Выбор тары для хранения дизтоплива
Проведённые исследования показали, в какой таре можно хранить дизельное топливо. По значениям автоокислительной активности и изменению оптической плотности видно, что лучшим материалом для сберегания солярки (особенно в течение продолжительного периода) являются алюминиевые резервуары. По сравнению с железом и пластмассой алюминий меньше всего способствует окислительным процессам.
При соблюдении правил хранения топлива внутри помещений пластиковые ёмкости подходят даже лучше, чем железные. Но если требуется постоянно перевозить солярку из одного места в другое, то сталь более предпочтительна, чем пластмасса, чем железные стенки вообще не пропускают солнечный свет.
Длительность возможного хранения ДТ
В соответствии с ГОСТ 1510-84, максимальный период хранения топлива не должен превышать 5 лет. Но этот период является актуальным только при идеальных условиях сберегания. Реальный срок, сколько можно хранить дизельное топливо, зависит от ряда факторов, в том числе от гарантийных сроков прописанных НПЗ:
- Качества, состава дизеля: эти характеристики влияют на стабильность и долговечность горючего. ДТ должно производиться в строгом соответствии с международными стандартами и нормативными требованиями.
- Загрязнений: если в ёмкость попадает вода, грязь, металлические частицы или другие примеси, окислительные процессы и деградация дизтоплива происходят намного быстрее.
- Окружающих воздействий: высокие температуры, влажность, солнечное излучение – все эти факторы способствуют распаду и сокращению срока хранения топлива.
- Частоты перевозки: при регулярной транспортировке увеличивается риск износа солярки.
- Контаминации: посторонние вещества, включая биологические загрязнители (бактерии, грибковые споры) приводят к ускорению процессов разложения ДТ, изменению его свойств.
Сколько можно хранить дизельное топливо в бочке или канистрах? При обеспечении герметичности ёмкости рекомендуется хранить солярку не более 6 или 12 месяцев, если температура составляет +30 и 20-25 °С соответственно.
Именно 12-месячный срок гарантии даёт большинство производителей дизельного топлива.
Ключевые требования к хранению дизтоплива
В нашей стране правила сберегания ДТ описаны в Техническом регламенте требований противопожарной безопасности (Федеральном законе №123 от 22.07.2008):
- ёмкость, в чем хранить дизельное топливо: разрешены подземные резервуары, бочки и канистры из стали, пластмассы, алюминия;
- герметичность: тара должна быть защищена от утечек, иметь систему контроля уровня;
- ограждения: места для сберегания нужно ограждать для предотвращения несанкционированного доступа, защиты от возможного негативного внешнего воздействия;
- огнезащита: возле мест размещения ДТ нужно держать средства для тушения пожаров (краны, огнетушители и пр.);
- вентиляция: важно обеспечить приток свежего и отвод отработанного воздуха во избежание скопления легковоспламеняющихся паров.
Компания «ДТ6» предлагает качественное дизельное топливо с доставкой по Москве и области с официальной гарантией производителя.